3а точку отсчёта возьмём катамаран, разработанный Никитой Коноплянцевым и Константином Голышевым, - Р420. Именно в размере 4 метра и более, под мотором от 20 л.с. катамаран начинает демонстрировать в движении не только гидродинамические, но и аэродинамические характеристики. На примере этой надувной лодки рассмотрим основные особенности конструкции катамаранов.
Первое, что бросается в глаза новичку, - это огромная надувная банка, вклеенная рядом с транцем. Зачем она? Ведь занимает так много места. Нельзя ли заменить её обычной доской? Конечно, можно заменить обычной деревянной банкой, если вы неграмотный копировщик (мягко говоря) и не понимаете сути, что она (банка) является неотьемлемой частью пневматического каркаса, который и создаёт высочайшие ходовые качества лодки.
Конструктивно именно благодаря этому каркасу и возможно применение «свободно-подвешенного» надувного днища лодки. В конструкции лодки благодаря этому техническому решению появляется «развязка» между днищем и баллонами, и удары волн «достаются» только им. Скег - это малый баллон, подклеенный под основным.
Сочетание двух таких баллонов разного диаметра придаёт катамарану настоящую килеватость, т.е. он действительно режет волну и лучше управляется по сравнению с обычной надувной лодкой «А-образной формы».
Если же между баллонами вклеить матрас толщиной 15 см, то все ударные волны будут «пронизывать» рыболова от пяток до макушки.
В настоящее время существуют Р420 с дном «аир-дек» и вклеенным днищем - это опытные образцы, созданные Коноплянцевым и Голышевым давным-давно, но разработчики посчитали их конструкцию неудачным решением, и в производство они не пошли...
Горе-копировщики открывают Америку заново!
Вот вместо переднего вставного пуфика действительно можно установить обычную «деревяшку», более удобную для крепежа спиннингов и различной аппаратуры.
При движении пилотам лучше находиться сзади, катамаран «любит» кормовую загрузку.
Принцип удаления воды на классическом катамаране Р420, построен на идее самоотливного кокпита. Щели между баллоном и транцем позволяют воде, попавшей вместе с волной, очень быстро вытечь из лодки.
Копировщики ставят обычный сливной клапан.
Мне лично НЕ нравятся оба решения.
Когда стандартный сливной клапан расположен под пайолами лод-ки, он вполне логичен, но в лодке с вклеенным надувным дном??!
Щели между транцем и баллонами? При большой загрузке вода начинает поступать в лодку через них... Не хочу рыбачить в сапогах!
На спортивных лодках-скутерах стоит система обратного ниппеля, по-простому трубка с резиновым наконечником, выведенным за транец. В покое резиновая трубка сжата водой, при начале движение сила инерции смещает воду в кокпите к транцу, и она моментально уходит сквозь неё.
Видимо, решение где-то рядом...
Транец катамарана может быть закреплён 2-я способами:
1) на литом профиле (трансхолдере);
2) на «ленточках».
Второй способ сложнее и намного дороже в производстве, но транец, приклеенный таким способом, выдержит запредельные нагрузки, к тому же лодку легче сложить компактно.
Проще говоря, катамаран с транцем на трансхолдерах должен стоить намного дешевле, а такого нет, судя по ценам.
Прежде чем купить катамаран немалой стоимости, вы должны точно понимать, зачем он вам нужен.
Попробую дать несколько подсказок.
Надувной четырёхметровый катамаран, перевозимый на прицепе - это нонсенс!
Именно более низкий вес и простота сборки по сравнению с пайольной лодкой такого размера, а также возможность перевезти его в багажнике являются его преимуществами.
На прицепе можно возить пяти-шестиметровые модели. Надувной катамаран не повреждается при перевозке благодаря отсутствию пайолов, т.е. песок и грязь между ними и бортом не протирают дыры. Ополоснул лодку после рыбалки - и готово.
Учтите! Катамаран в размерах 4 метра удобен только для двоих рыболовов.
Одномоментно с покупкой лодки прикупите электронасос с индикатором давления (фото 4)! Скажете мне спасибо потом сто раз.
Надувные катамараны очень хороши для диких мест, они более стойки к повреждениям из-за своей конструкции. Надувные элементы прогибаются при ударах, но не прокалываются, однако по моему личному мнению рыбачить на лодках с твёрдыми пайолами удобнее.
В данное время выпускаются и катамараны с жёстким пайолом (китайские), но их вес и ходовые качества абсолютно не выявляют преимуществ данной схемы...
Самое главное - универсальных лодок на все случаи жизни не бывает!
Всегда на стороне покупателей, Влад Багров